1. Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, когда-то я жил в Москве, но было это до того, как я отправился в путешествие из Индии в Аргентину. Сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в джунглях Лаоса, на пути в деревню Нам Ла, что на берегу речки Нам Ха в провинции Луан Намта. Под катом 57 фото, сделанных 23 июня 2012 года.
Трудный день начинается в бывшем колониальном особняке, приспособленном лаосцами под гостевой дом. Ночью шел тропический ливень, но плакат на стене обещает прекрасное приключение.
2. На поиски первобытных лаосских деревень я отправляюсь с друзьями из Польши – Гертой и Томаком. Знакомьтесь, Герта, покуривающая рано-поутру в приятном соседстве с остовом американской авиабомбы, которых множество было сброшено в Лаосе и которые используются в качестве элементов декора. Со своим мужем Томаком она оставил работу и на полгода отправилась в Азию с мыслью путешествовать в Индии, Индокитае и наконец достигнуть Филиппин. Мы познакомились в городе Луан Пробан и основу нашей дружбе положила памятная драка в Варшаве. За бутылкой пива мы сошлись на том, что если кто-то желает бить морды и получать по морде – то вольному воля, мы же желаем в джунгли.
3. Вот и Томак, щедро разливающий пиво «Лао» по евро за бутылку. Вы видите напряжение на лицах? Должны увидеть, так как именно в эту минуту Герта спрашивает меня: «Вот если бы ты не встретил нас, то пошел бы в джунгли один?» Я настороженно отвечаю: «Да». А она: «Ты только не подумай, что мы отказываемся, просто интересно, насколько ты сумасшедший!»
4. Я же вместо ответа совершенно увлекаюсь огромноглазой торговкой побрякушками. Осчастливленный ее кокетством, покупаю куклу за доллар, и получаю на прощание холодное: «Удачи». Меркантильные торговки в Лаосе, таков мой вывод. Но ладно, торговля успешна, завтрак хорош, вещи собраны еще с вечера – фото на память и в путь.
5.
6.Что за путь нас ждет? Буквально давеча вечером мы прибыли ночным автобусом из города Луан Пробанга в самую северную лаосскую провинцию Луан Намта, зажатую между китайскими, бирманскими и тайскими землями. Севернее столичного города Намта сейчас же начинается национальный парк, с горами, допотопными деревнями и джунглями. Двухдневный тур с гидом, проживанием в деревне, питанием из крестьянского котла стоит в здешних агентствах 50 долларов. Скучно? Скучно! Мы идем сами, идем без карты, так как карт в Лаосе не продают. Разве, удалось мне подглядеть в агентстве маршрут – придорожная деревня Чалернсук, которую от национального парка отделяет хребет, а за хребтом речка Нам Ха, а на той речке две деревни – Нам Ла и Нам Кой, до которых километров 15 пешком по тропе. Тропа должна быть, так как деревни все же. Но вот где и какая – того нам неведомо. Но у меня есть мачете, и нам весело рискнуть – в путь.
7. Без воды, бананов и шоколадных конфет в джунгли ни ногой. Торговка в Чалернсуке тычет рукой в лес – туда. Но тропа будет двоиться, держитесь перпендикулярно горам – предупреждает она. Но проводить до развилки отказывается – нам нужно нанять проводника в агентстве. Такие ее слова потом аукнутся нам, но сейчас по улицам деревни Чалернсук в джунгли.
8.
9.
10.
11. Комфортная прогулка по нахоженной тропе с живописными окрестностями через полчаса превращается в карабканье по бурелому. Я иду первым, высматривая в зарослях линию тропы, мужественные Герта и Томак поспевают следом. Воздух, как в парнике. Все тело мокрое и липкое, одежду приходится выжимать каждые 20 минут, литровую бутылку воды выпиваю залпом и не могу остановиться. За всем этим останавливаешься вздохнуть и видишь над собой колосс тысячелетнего дерева. Но тут крик – Томак поднимает штанину, а она облеплена червями. «Пиявки!» Эти твари тонкие и быстрые – лезут под штанину до колена и пускают кровь, которая не останавливается и сочится после часами. Скидываем пиявок на бревно и рубим их мачете, но вперед и вперед.
12.
13.
14.
15.
16.
17. А вот здесь все – два часа карабканья вверх по склону гряды, и я уверен, что направление верное, что до вершины осталось, ну полчаса, а после вниз, и там речка Нам Ха, а на ее берегу деревня… Но тропы больше нет. Я еще прорубаюсь вперед, но безнадежно – джунгли не дают идти, и больше нет уверенности в правоте. Ориентиры от усталости становятся расплывчатыми, словом, нужно спускаться.
18. Через час мы вновь в сотне шагов от деревни, и сейчас обнаруживаем ошибку – на одной из развилок мы взяли неверное направление. А на верном, буквально за первым кустом карта тропы. Легче по «Беломору» идти, чем по такой вот карте. Но все же это знак – верный путь.
19. И снова вверх по руслу ручья. Переваливаем через гряду, которая метров на 400 выше стартовой точки, и вниз к речке. Еще четыре часа в пути, и ноги уже подгибаются и раздражение от падающих на руки и ноги пиявок. И опять неуверенность в верности пути. Уже первые тени сумерек.
20.
21. Я забираюсь на очередное упавшее дерево и глаза-в-глаза сталкиваюсь с двумя мальчишками, колющими вилками рыбу в ручье. «Сабайди!» - восклицаю я. Они дружелюбно улыбаются, и я начинаю свой вопрос о том, где деревня, как их взгляд падает на мой мачете, и они мгновенно исчезают в джунглях.
22. Ладно, отступать уже нет времени – мы не успеем вернуться в Чалернсук из-за темноты и усталости. Но наконец выходим к Нам Ха! С новыми силами – вперед!
23. Видим обработанные поля, заборы, скотину, а вот и ворота в деревню – лестница, через которую не сможет пройти скотина.
24.
25. На месте! Деревня Нам Ла. Она в глубине национального парка и путь, которым мы сюда шли, - единственный.
26. В Нам Ла все происходит по Роберту Шекли. На центральной площади монумент разрушенной цивилизации – гора ржавых железяк. Свиньи бродяжничают по улицам. Собаки грызутся под сваями хижин. Тишина. Кажется только, что далеко играет музыка, но пропадает. Есть, есть жизнь – есть это чувство, но она затаилась.
27.
28.
29. Идем вперед, и вот он, первый человек. Что за человек! Сухой и сгорбленный старик. Смотрит на нас, улыбается беззубо. И машет рукой – за ним. Из хижин высовываются дети и собираются за нами гурьбой. Снова играет музыка. Старик ведет нас к реке, где особняком стоит хижина. Мальчик приносит нам ведро воды, и все – они откланиваются. Мы тычем в рот – просим еду – показываем на деньги, на свиней и кур, бегающих тут. Все бесполезно – старик только улыбается. А дети съедают все наше печенье. Ничего не остается, как сесть на веранде и ждать, что будет.
30.
31.
32.
33.
34. Проходит время, и деревня оживает. Люди возвращаются с полей и из джунглей. Мы с Томаком отправляемся к ним вновь, но вновь они только смеются, когда мы просим еду. Некоторые разговаривают с нами на своем языке, не понимая ни единого слова по-английски.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43. Мы бродим по деревне, как призраки. Никто не обращает на нас внимания – все заняты своими делами, всем мы безразличны. Пытаемся заговорить – только смеются. Отступать некуда – я набираю охапку дров и несу к хижине. Решаем, что еще чуть и убьем курицу, которых тут множество, сварим ее и тем будем живы. А иначе все одно нам от местных еды не добиться.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50. Решаем, что лучше поймать и убить курицу не в самой деревне, а в кустах, чтобы поставить их перед фактом – курица в нашем котле. Но и здесь не выходит остаться одним, а дровосеки оказываются наиболее смышлеными и на очередные попытки добиться еды только указывают на хребет – в Чалернсуке магазин, мол.
51. Мы в полном недоумении, так как можем понять нежелание продавать нам пищу, но почему тогда нас так охотно поселили в хижину и первое время были очень ласковы...
52. Ответ не заставляет себя ждать – он появляется в образе сурового англоговорящего лаосца в жилетке дорожного работника. Все просто, «наша» хижина была построена туристическим агентством и является его собственностью. Старик поселил нас в нее, не зная, что мы идем сами. Когда же деревенские поняли, что мы не передовая часть туристической группы, а дикие туристы, они испугались и, как могли, старались нас спровадить.
53. За «дорожной жилеткой» из леса выходит группа организованных туристов – англичане, израильтяне, немцы, швейцарцы. Все глядят на нас с недоумением. «Мы из Восточной Европы, для нас этот лес не лес совсем, а только перелесок», - что им еще сказать?.. «Дорожная жилетка» в ответ начинает ломаться: мол, нельзя, запрещено, нам нужно возвращаться, но укоризненные взгляды его собственной группы и 15 долларов в кармане – и вот мы уже обеспечены легальным жильем и ужином.
54.
55. В хижине устанавливают москитные сетки, разводят костер из украденных мной дров, из деревни приносят местный самогон «ляо-ляо», языки развязываются. Но вот парадокс – все доброжелательные и открытые, все достаточно хорошо говорят по-английски, все молодые и у всех есть общий интерес – путешествие. Но болтовня пустая: «А правда, что в Сибири снег по пояс выпадает?», «А в Израиле, наверное, безумно жарко?», «А какое пиво пьют в Швейцарии?» Блаблабла – все смеются, все в рамках приличий, но душевности нет. Посему спать – завтра глубже в джунгли и обратно через хребет.
56.
57.
Глеб Кузнецов
Community Info