void_avoid (void_avoid) wrote in odin_moy_den,
void_avoid
void_avoid
odin_moy_den

Categories:

Один день в лесном буддийском монастыре

Здравствуйте, я Саша. Я недавно в вашем сообществе, и заметила, что у вас принято рассказывать о каком-то из ближайших дней, но я хочу рассказать о своем опыте, который я получила примерно полгода назад. Надеюсь, кому-то из вас будет интересно узнать о том, как проходит день в лесном буддийском монастыре на севере Таиланда. Итак, расскажу, как я провела, к примеру, один весенний день. Уверяю, время в этом месте остановило свой ход, и сегодня там живут по такому же распорядку дня, что и полгода назад.

buddha-wat-tam-wua1

Просыпаются здесь, как, наверное, и в любом монастыре мира, достаточно рано, а именно - в 5 утра. Монахи просыпаются и вовсе в 4, но обычным послушникам можно поспать и подольше. Что ни говори, 5 утра для такой сони как я - это подвиг, но раннее утро в этих горах стоит того. С еще закрытыми глазами, шатаясь, я иду к двери и выхожу на маленькую террасу своего кути, которое стоит на деревянных сваях метрах в двух над землей.

Меня встречает свежее туманное утро:
utro-v-wat-tam-wua

Вид открывается на лотосный пруд перед домиком, а также на горы, покрытые дикими джунглями. Однажды наставник монастыря рассказал, что видел в этом лесу опасных хищников, и даже сходу придумал притчу о том, как своим спокойствием урезонил собиравшегося напасть на него тигра. Монастырь принадлежит лесной традиции, поэтому расположен подальше от людей - ближайшая деревня в нескольких километрах отсюда. Рано утром тишину нарушают только утренние птицы, их голос похож на нашего майского соловья.

В расписании написано, что первые два часа, с 5 до 7, мы должны посвящать медитации и самостоятельному чтению утренних сутр, но допускается перед этим умыться и выпить кружечку какао на кухне. Мало кто из послушников соблюдает это правило, многие затягивают подольше водные процедуры и кофе, но я стараюсь пресечь свою лень, и сажусь с книгой сутр, которую выдают всем приезжающим.

В медитации или чтении священных текстов время тянется очень медленно, так что мне не хватает усидчивости досидеть до 7, и я иду на утреннюю прогулку. Самый молодой монах уже сидит возле монастырского колокола, чтобы прозвонить первый утренний ритуал - предложение пищи монахам.

monk-pered-kolokolom

Считается, что монах работать не должен, а должен только медитировать, постигать дхарму (учение Будды) и посвящать в неё других - священное благородное занятие. Во имя этого и возник следующий ритуал: монахи ходят босиком с чашей для подаяний, а люди, склонившись или встав на колени, кладут туда пищу, цветы или свечи, после чего получают благословление. Единственные, кто может предложить пищу здесь, вдали от городов, - это мы, поэтому мы берем тарелки с рисом, заботливо приготовленным заранее бабушками-поварами. Вот, наконец, приходят монахи, и мы по очереди складываем в их чаши рис - овощи им позже принесут "служки", это послушники, которые провели здесь уже больше года, но так и не приняли монашество. После этого они становятся перед нами и поют благодарственную молитву. Теперь и наша очередь завтракать. На завтрак традиционно рис нескольких видов, а также тушеные, печеные и свежие овощи в разных комбинациях, свежие фрукты, соевое молоко, какао, кофе или ароматный чай. Обычно в тайских монастырях готовят мясо, но наш - исключение, это веганский монастырь, как вегетарианка я этому очень рада, к тому же готовят здесь потрясающе вкусно.

Во время завтрака не следует разговаривать с кем-то, читать или смотреть по сторонам. Нужно быть предельно внимательным, сосредоточенным на пище. Положить себе больше, чем ты можешь съесть, и оставить недоеденное на тарелке считается дурным тоном, но наедаться до отвала никто не запрещает.

После завтрака есть немного времени на то, чтобы помыть посуду и немного отдохнуть. В 8 утра все собираются и начинается медитация. Мы практикуем три вида медитации - в ходьбе, сидя и лежа. Вот медитация в ходьбе: шаг - вдох, шаг - выдох.

walking-meditation

walking-meditation1

Все это время нужно концентрировать внимание только на шагах и дыхании. Сначала мысли атакуют ум, но спустя 5-10 минут ритмичность наблюдаемого делает свое дело, и я погружаюсь в тишину. Это не так-то просто, особенно для такого неопытного практика, как я. Бывает, когда внимание рассеяно целый день, и так и не удается прикоснуться к этой тишине и покою. Особенно это видно у тех буддистов, которые приехали сюда скорей для совершения ритуалов, чем для самосозерцания - во время ходьбы они глазеют по сторонам и явно скучают, зато все ритуальные предписания выполняют со всей щепетильностью и аккуратностью.

Мы все, кроме монахов, в белой одежде. Во-первых, она символизирует чистоту, на ней не за что зацепиться взгляду, она не оставляет лишних отпечатков в мыслях. А во-вторых, будучи в белой одежде, приходится двигаться аккуратней, чтобы не испачкать, ведь не хочется лишний раз стираться, а стираем мы руками, прачечной здесь нет.

Мы проходим около 2х километров в обе стороны и возвращаемся на малую террасу для медитации. Первые, кто пришел, раскладывают подушки для сидения, хотя подушками в привычном понимании слова это сложно назвать - их толщина от силы 5 см. Поэтому многие берут по 2-3 подушки. В первом ряду садятся мужчины, а женщины позади. Около часа наблюдаем за дыханием, сидя в позе лотоса или близкой к нему. С непривычки ноги затекают и болит спина, но наставник говорит, что это всего лишь "эффект тела" и нужно не отождествлять себя с ним, так что если болят коленки, то пусть болят, как будто они чьи-то чужие, а вы все лишь за ними наблюдаете. Получается, нужно разделить себя на себя-наблюдателя и себя-чувствующего.

be-mindful

Наконец, невероятно длинный час закончился, и мы приступили к самосозерцанию лежа. Не помню ни дня, чтобы кто-нибудь не уснул во время этого вида медитации. Через полчаса наставник вежливо откашливается, чтобы мягко нас разбудить, и тихим приятным голосом призывает очнуться. Если кто-то продолжает спать, он со смехом шутит что-нибудь вроде :"О-очень глубокая медитация..". Бывают наставники строгие, а бывают как у нас - веселые и непосредственные, как дети. Мы хором благодарим Будду за его учение, и расходимся кто гулять, кто помогать в приготовлении обеда, а кто и досыпать.

В этот день я иду предложить помощь бабушкам-поварам.
Это кухня - открытая, без стен, как и почти все помещения, кроме личных, потому что на улице круглый год либо жарко, либо очень тепло. Над крышей растут сочные грейпфруты или похожий на них сорт цитрусовых.

kuxnya-greipfruty-wat-tam-wua

Готовят здесь на настоящем живом очаге, а продукты выращиваются в собственных садах и огородах. Для этого каждый день около 9-10 утра приходят рабочие, может за зарплату, а может и просто в качестве волонтеров.

В 11 утра или около того самый юный монах подходит к большому барабану и стуком призывает всех к обеду. Этому парню около 14 лет, и несмотря на то, что он здесь уже больше года, он только в самом начале постижения учения: скорей всего, ему бы больше понравилось кататься на скейтборде и встречаться с девчонками, но родители настояли на том, чтобы он прежде стал осознанным.

monk-wat-tam-wua

monk-wat-tam-wua-zovet-k-obedu

Сначала, по традиции, предложение пищи монахам. На этот раз мы просто ставим перед ними по очереди термосы с рисом, кастрюльки с разными тушеными овощами и соей, а также фрукты и прочие разносолы. Сегодня монахов всего трое, включая наставника, но иногда приезжают их друзья из других монастырей.

После этого ритуала наставник собственно наставляет, на путь истины. Он рассказывает какие-то истории из жизни и притчи, общается с нами, спрашивает у кого какие печали и мигом их рассеивает. Настоящий волшебник.

Когда пища монахам предложена, мы идем обедать. Обед, который заканчивается в полдень, - последний прием пищи. После этого кушать нельзя, считается, что такой режим питания способствует ясности сознания. Можно будет пить все что угодно, но не положено есть даже фрукты. Поэтому в обед все укомплектовывают желудок поплотнее, чтобы весь день не мучаться чрезмерно от голода.

В полдень трапеза окончена, можно выпить кружечку чая и отдохнуть часок. Я принимаю душ, потому что в это время уже жарко, а потом иду наслаждаться природой.

palm-hand

bezmyatezhnost

В час дня начинается трехчасовая медитация, снова ходим, сидим, ложимся и спим. Эти процессы сопровождает звук колокольчиков, раскачиваемых ветром, и голос какой-то местной большой цикады, больше похожей на звук пилорамы.

tanaporn-meditation

Для начинающих высидеть безропотно и неподвижно полтора часа - задача не из тривиальных, но погрузившись однажды в это состояние, я поняла, что оно стоит стольких мук, физических и ментальных. Это и есть главный стимул как простых послушников, так и монахов.

Далее, с 4 до 6 часов вечера, по расписанию запланирована уборка территории, но здесь почти никогда не требуется уборка, всегда очень чисто и аккуратно, потому что каждый сразу убирает за собой. Однако каждый день находится кто-нибудь, кто смахнет пыль и пару опавших листьев с галерей и залов для медитации. Но вместо этого сегодня я прогуляюсь по окрестностям - зайду в Пещеры Будды.

Перед этим я снова принимаю душ, и выхожу на крыльцо.

dom-soseda-pod-derevom-mango

У нас у всех разные бунгало, и все красивые и уютные. Это бунгало моего соседа, американца. Оно стоит под деревом манго, с которого мы иногда собираем плоды, стуча по ним длинной бамбуковой палкой. Мой сосед очень забавный, фанатичный медитатор, с лица которого никогда не сходит загадочная улыбка, почти как у Джоконды, а руки скручены в мудрёные мудры.

amerikanec-vypendrezhnick

Интерьер наших домиков прост - одна комната для сна и самосозерцания, в которой есть коврик, символическая подушка и плед, вода и спираль от москитов, и белый кафельный санузел. В каждом домике должен жить один человек, поселение парами не приветствуется, и вообще, любой подразумевающий отношения полов контакт не должен иметь место быть.

Монахи, кроме наставников, живут зачастую еще проще, к ним, в отличие от нас, особые "требования" на предмет аскезы. Это домик монаха, в два раза меньше, чем мой.

domik-monaxa-v-lesu

Итак, я иду в пещеры. По пути проходим ту самую скульптуру, блаженное лицо которой вы видели на первой фотографии. Это его стопы в цветке лотоса.

lotosnye-stopy

Я прохожу прохладные джунгли, увешанные лианами. Уверена, что в паре километров отсюда водятся дикие обезьяны.

tropical-les

Климат здесь райский, поэтому живности очень много:

chiang-mai-yasherr1

И много разнообразных тропических цветов, таких как орхидеи и вот эти, так и оставшиеся для меня безымянными:

cvety

Чтобы оказаться у подножья горы, нужно перейти шумную порожистую речку. Здесь она не больше метра в ширину, но выше по течению значительно шире.

wat-tam-wua-mostik

Лестница с драконами ведет в первую пещеру. Здесь всегда прохладно и сыро, и почти всегда никого нет.

lestnica-v-buddha-cave

Несмотря на то, что это скульптура, вид у нее достаточно просветленный.

buddha-cave

buddha-wat-tam-wua2

Помимо этого, здесь есть история жизни принца Сиддхартхи Гаутамы - пробужденного мудреца - в скульптурах. Одна из "сценок" повествует о том, как он, ограждаемый с рождения от знаний о человеческих страданиях, впервые увидел старость, болезнь, нищету и смерть.

istoriya-buddy

Метрах в двустах отсюда еще один грот, здесь я встречаю девчонок, с которыми у нас очень теплые отношения. Бритая наголо тайка - монахиня, младше меня, но уже очень осознанная и ужасно милая. Слева от нее две девушки из Англии, Джессика и Пенелопа.

buddha-cave-interior

Иностранцев здесь много, отчасти потому что монахи говорят по-английски, для Таиланда это большая редкость. Никаких специальных приглашений не нужно, равно как и не существует фиксированной оплаты - каждый жертвует столько, сколько может, или хотя бы помогает по хозяйству.

Мы решаем отправиться в пещеру. Если честно, здесь как-то не по себе.

wat-umong-cave

К шести часам мы немного проголодались, и идем нарушать очередное правило - стряхивать с деревьев личи и рамбутаны. Это не только вкусно, но и весело. В шесть с лишним юный монах снова звонит в колокол - мы собираемся в главном холле для вечерних сутр и очередной медитации. У наставника интересная привычка - перед ритуалами слушать красивую музыку, вроде эмбиента с женским вокалом.

Затем мы целый час читаем сутры. Я уже почти все знаю наизусть. Они написаны на древнем языке Пали, но я также знаю, как они произносятся по-тайски и переводятся на английский. Всё это написано в той самой книге сутр, которую я уже упоминала. В основном в них говорится о безмерной благодарности их автора Будде за его учение, о том, как нужно медитировать, а также другие памятования и восхваления.

После песнопений наставник просит младшего монаха выключить свет. Сейчас условно сезон дождей, почти каждый вечер льет ливень, и сегодня не исключение. Как раз к завершению чтения писаний прогремел гром, и через пять минут мы уже, сидя в темноте, слушали, как бушует ветер, и тропический ливень стучит по крыше. Такое ощущение, что в этой комнате никого нет, даже меня, слышно только то, что происходит снаружи. Это непередаваемый и незабываемый опыт.

Время к восьми. Свет включают. Кто-то все еще сидит, погруженный в тишину, а кто-то вздохнул с облегчением. Меня в этот раз поглотило, поэтому я еще посижу.

i-m-in-meditation

На самом деле последнее фото - чистой воды позирование "для мамы", опытный "буддовед" заметит, что в таких местах никто не сидит спиной к Будде. Просто хотела показать, как примерно все это выглядит.

Мы немного общаемся с наставником, желаем друг другу доброй ночи и расходимся по кельям. По задумке, нам положено еще два часа медитировать наедине с собой, но мы так устали за весь день медитировать и отдыхать, что хочется немного расслабиться, попить вместе чаю, поболтать и лечь спать. Вечером нужно заходить домой с особой осторожностью, сначала войти внутрь, наглухо закрыть все окна и двери москитной сеткой, и только потом включать свет, иначе тут же слетятся миллионы насекомых, не только комаров, но и безумных мотыльков и летающих тараканов, и не дадут всю ночь покоя. Около 9 часов вечера я мирно ложусь спать.

Вот такая получилась многословная экскурсия в один день из жизни новичка в "постижении пути истины", хотя на самом деле день был очень тихим и немногословным.

UPD. исправила ссылки на фоточки, photobucket полетел из-за количества просмотров
Tags: 18-24, Таиланд, женщина
Subscribe

  • Один мой день на ярмарке в Томске

    И снова здравствуйте. Меня зовут Майя, я живу в пригороде Новосибирска. Много лет занимаюсь разным рукоделием, делаю украшения, продаю через…

  • Одна обычная суббота

    Добрый день, друзья! Меня зовут Ольга. Я здесь не в первый раз, так что подробно представляться нет необходимости. Давайте вернемся в субботу, 9…

  • Тринадцатый день осени

    Всем привет! Недавно зашла сюда после приличного перерыва и прочла несколько постов подряд, после чего резко захотела снять свой день. И вот я с…

promo odin_moy_den october 2, 2012 09:34 1069
Buy for 300 tokens
Сообщество odin_moy_den было создано 21 декабря 2008 года как проект, направленный на созидание и развитие взаимопонимания в обществе самых разных людей. Всем интересно подсмотреть, как живут люди вокруг, найти для себя что-то новое, познакомиться с хорошими людьми, и сообщество…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 209 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Один мой день на ярмарке в Томске

    И снова здравствуйте. Меня зовут Майя, я живу в пригороде Новосибирска. Много лет занимаюсь разным рукоделием, делаю украшения, продаю через…

  • Одна обычная суббота

    Добрый день, друзья! Меня зовут Ольга. Я здесь не в первый раз, так что подробно представляться нет необходимости. Давайте вернемся в субботу, 9…

  • Тринадцатый день осени

    Всем привет! Недавно зашла сюда после приличного перерыва и прочла несколько постов подряд, после чего резко захотела снять свой день. И вот я с…