Екатерина Мельникова (katyamelnikova) wrote in odin_moy_den,
Екатерина Мельникова
katyamelnikova
odin_moy_den

Category:

Один органно-репетиционный день

Всем привет! Меня зовут Екатерина Мельникова, я органистка, солистка Московской Филармонии. Чуть больше месяца назад я писала об одном моем органно-гастрольном дне в Твери, и тогда мне много задали вопросов и написали разных отзывов, что для себя я твердо решила - как только получится описать мой день в Москве, когда я выступаю или репетирую в Доме Музыки или Зале Чайковского, я это сделаю.
Случай подвернулся вчера, 4 ноября 2011 года, когда у меня была сводная репетиция к концерту «Crossroad».





1) Артисты рано не встают, если, конечно, время репетиции не стоит на 9 утра, как было в этот раз. Но в 9 начало - значит, лучше всего приехать в 8:45, или даже в 8:30. Кстати, есть большой шанс, что орган уже установлен и мне удасться порепетировать на 10-15 минут больше. И до прихода остальных исполнителей. Поэтому, после того, как будильник проговорил «Пора просыпаться» (а это чудесная находка - не музыка, а именно речь, не проснуться невозможно), в 7 утра с минутами, я сначала залетаю в ванную комнату:


2) ... а затем на кухню, выражая всем своим лицом весь недосып прошедшей репетиционной недели:


3) Эта пятница - день нерабочий, поэтому я не рискую застрять в пробках, и уже через двадцать минут такси подвозит к зданию Филармонии. С каждым днем, когда уходят концерты, афиша передвигается, сегодня она ближе к перекрестку Тверской и Садового кольца, чем была позавчера - также ближе, как и мой концерт «Перекресток».


4) На служебном входе Филармонии - на улице еще темно, все-таки зима почти наступила:


5) Встречаюсь на вахте с Ильей Заровным - арт-менеджером, на него сегодня «падает» вся отвественная часть - встречать артистов, телевидение, инструменты, следить за ходом репетиции - что-то по ходу меняется, это надо запомнить. И - главное - не отвлекать меня никакими организационными вопросами. Иначе не успеем ничего сделать.


6) В зале им. Чайковского - все четко. Я вхожу на сцену за несколько минут до 9 часов, а пульт органа уже установлен, все включено - могу начинать репетицию.


7) Пока я репетирую сама и с другими солистами и коллективами концерта, вверху, на 5-м этаже (самый лучший вид на сцену, кстати) начинается работа по установке света, прописываются световые партитуры и голая сцена превратится в «перекресток».


8) У меня есть некоторое время, пока я могу спокойно поиграть одна, но уже через полчаса все вокруг меняется.


9) Первым появляется замечательный скрипач Назар Кожухарь и его ансамбль «The POCKET SYMPHONY».


10) Однако, мы не ограничиваемся классикой - хотя его ансамбль старинных аутентичных инструментов. Одна композиция будет в классическом ключе: я вместе с Назаром ремиксовала чисто органное сочинение Чакона Пахельбеля для струнных и органа. А следующее будет уже - Дж. Уильямс и М. Найман - два современных известных композитора, и в этом ремиксе будут уже другие инструменты, как, например, электронная скрипка. А пока мы репетируем «классическим составом»:


11) Слишком ранее пробуждение, предваренное недосыпом после последней репетиции, закончившейся глубокой ночью, дает о себе знать. Хочется, чтобы меня пожалели:


12) Далее по плану - репетиция с Ансамблем Марка Пекарского. Я всегда удивляюсь, что новенького из уникальных ударных его коллекции он привезет на концерт. Медленно собирают ксилофон, ударную установку, барабаны...


13) Нынче «изюминка» моего ансамбля с Марком Пекарским - это африканский DRUM'N'BASS с органом. В России я начинала несколько лет назад первые эксперименты по соединению этники с духовым органом, а в последние годы делаю это постоянно. Но африканского DRUM'N'BASS c органом еще точно не было ни у кого.


14) А пока репетируем «Ледовое Побоище» из знаменитого к/ф «Александр Невский».


15) На сцене появляется Гуру Ашвани Нигам и его театр индийского танца «Таранг»; они скромно стоят справа (если смотреть на сцену) и ждут своей очереди.


16) Орган Концертного зала им. Чайковского - хороший, но пульт морально устарел. Во всем мире на больших органах уже установлены секвенсеры - компьютер, который запоминает последовательность включения регистров. Компьютеры есть у органа и Дома Музыки, и Католического Собора на М. Грузинской. Здесь - лишь возможность запомнить 10 комбинаций, что для современной музыки совершенно невозможно. Регистров в органе больше 90, чтобы была достаточная звучность приходит за раз включать по 10-20 переключателей, поэтому, если я выступаю в КЗЧ, то обязательно приглашаю 2х ассистентов.
На фотографии - каждый ряд регистров соответствует одному из мануалов (клавиатур).


17) Всего мануалов (клавиатур) у органа Зала им. Чайковского - 4-е + педальная клавиатура.


18) Мне не всегда удобно играть за этим органом из-за того, что я высокая и у меня длинные ноги, был бы рост чуть меньше - все было бы идеально.
Объясню, что за педали:
- та, что напоминает педаль самолета - швеллер, он открывает внутри органа створки (подобие жалюзи), и звучание некоторых регистров можно делать плавно затухающим или наоборот, усиливающимся. А так - особенность органа: с какой силой не жми на клавишу, гудение трубы равномерно.
- если крутить валик, то будут постепенно добавляться новые регистры вплоть до полного звучания всех труб органа (Тутти).
Буквами A, B, C, D и тд - обозначаются те самые 10 комбинаций, на которые можно запомнить набор регистров, и включать - либо с пульта (под клавиатурой), либо ногами. Есть, говоря современным языком, два громких «пресета» - Plena и Tutti.


19) Для каждого мануала определена группа регистров. Если играть на 2-м мануале, а включить регистры 3-го мануала - звука не будет. Но можно смешать регистры - так называемые копулы - например, III/II и тогда регистры одного мануала будут звучать и на другом.


20) Не скажу, что я люблю покидать орган во время концерта или репетиции. Но я еще и профессионально училась индийскому классическому танцу. Поэтому, часто, где позволяет сюжет и идея проекта, я включаю индийский танец в свои концерты. В этот раз «Перекресток» - перемешаны жанры и ничего не мешает мне исполнить индийский фолк. Именно фолк из «болливуда»: веселый и задорный.
(Я слева на первом плане вместе с Театром индийского танца «Таранг»).
Руководит театром Гуру Ашвани Нигам, о нем чуть позже.


21) Пока я танцую, органный мастер (он в берете) что-то проверяет на пульте.


22) Время передохнуть и отдышаться - мне. Но не ансамблю Марка Пекарского. DRUM'N'BASS - это нечто. Бешенная ритмика, удивительные инструменты и африканские, и современные ударные, ну, конечно же, орган в моем исполнении, но в виде мелодии флейтового регистра.


23) Если посмотреть на сцену Зала им. Чайковского, можно увидеть белые конструкции. Это акустические щиты - раньше их не было, поставили относительно недавно.


24) Мне грустно, что в результате потерялся архитектурный элемент сцены - лестницы на портики. Раньше по ним можно было подниматься, теперь здесь спрятано световое оборудование.


25) Зато несколько назад появился современный свет с очень большими возможностями и теперь можно делать совершенно необыкновенное световое оформление концертов.


26) Медленно на сцене один за другим появляются молодые ребята и девушки - это хор Vetrate di Voci.


27) Есть такой неологизм - «крышеснос». Лучшего определения под сплетение григорианского пения и индийской классической «Раги» - не придумать. Пока репетируется этот фрагмент, я медленно погружаюсь в состояние философской нирваны: именно так. Чередование католического и индийского пения рождают в голове симбиоз из всего, что я видела как в Ватикане, так и в Дели и др. городах Европы и Индии.
Индийскую рагу поет Ашвани Нигам.


28) Из философского ступора выводит лишь «небесный глас» - изумительный инструмент челеста. Чистый, божественный звук - что-то напоминающее ангельское пение и колокольчики. У Марии Макаренко челеста звучит особенно нежно.


29) Когда я закончила репетировать с челестой, приехала съемочная бригада телевидения. Я заранее предупреждала, что интервью буду давать только после репетиции, потому что времени очень мало. И ребята спокойно снимают разные детали, по ходу «уводя со сцены» моих коллег.


30) Вокруг меня медленно появляются новые инструменты - синтезаторы, микшерские пульты, и др. - приехал Антон Королев.


31) Антона я знаю давно, еще по консерватории. По классическому образованию он флейтист. Но последние годы один из авторитетных музыкантов электронной музыки и ведущий «Ночь коротка» на РСН.


32) Он чудесно играет на флейте, но в этот раз я предложила ему 2 иные задачи: клубный DJ-микс (я уже играла с хард-рок группой на сцене Зала им. Чайковского, почему бы не сделать клубную музыку?), где я в роли одной из «пластинок» с органными ремиксами MUSE, QUEEN и SCORPIONS.
Пока все пробуем «на коленях», окончательные декорации выстроятся уже на концерте.


33) А вторая задача - это индастриал-кантата «CROSSROAD»: моя с Антоном интерпретация стиля индастриал, орган, хор, кантата, латинские тексты. Каждый раз стараюсь сделать для себя что-то новое и каждый раз приходится погружаться в прежде незнакомые мне стили музыки.


34) Руководит хором профессор Московской Консерватории Александр Рудневский, но, несмотря на то, что в концерте, практически все имеют консерваторское образование, консерваторов среди них нет. Мы смело делаем новые, экспериментальные программы, соединяя орган с современными инструментами, и это увлекает настолько, что я не замечаю, как заканчивается репетиция и по громкой связи об этом объявляет режиссер перформанса Юрий Берестенников (он на фотографии слева вместе с мастером по свету Никитой)


35) Кстати, там, где находятся мастера по свету - небольшой зимний сад, который, скорее всего, будет значительно расширен после ближайшего ремонта.


36) Я прошу еще несколько минут у органного мастера, и, наконец, могу дать интервью.


37) Все в Московской Филармонии «пропитано» музыкой.


38) Небольшой проход за сценой - сюда «увозят» орган, когда он не используется на репетиции или концерте.


39) Концертный зал им. Чайковского удобно расположен - на Маяковской. Поэтому в двух шагах - разные кафе, например, Иль Патио, где я люблю перекусить, если не иду в филармоническую столовую, где, кстати, очень хорошо готовят. Но, сегодня даже нет выбора - выходной день, и в Филармонии только те, кто работают по графику.


40) После репетиции я никогда сразу не заказываю несколько блюд - потому что такое состояние: и вроде голод есть, и ничего не хочется. Так и в этот раз: взяла суп, а потом, после изучения меню, поняла, что больше ничего не смогу съесть.


41) Репетиция закончилась только в КЗЧ. Для меня репетиция продолжается - я возвращаюсь домой и на своем домашнем органе проигрываю те моменты, которые надо еще «погонять». Либо исправить ошибки. Дело в том, что я, фактически, играю тот репертуар, которые сама либо сочинила, либо перенесла на орган. Поэтому ноты, кроме тех, что издает издательство в США, куда я отправляю свои крупные «опусы», специально набирают по мере написания. Хотя я вычитываю и редактирую их, все равно часто всплывают ошибки - если в повседневном разучивании это не столь принципиально, на концерте неправильная нота может сбить.


42) Дома я не надеваю органные туфли, чаще всего играю босиком. И место, куда люблю ставить ноги, легко заметить.


43) У меня есть особый слушатель - он дремлет под мои разучивания, если на него не нападет бешенство. Этот котенок - результат моих гастрольных поездок, когда кошка вырвалась из дома. Всех котят благополучно раздали, а с этим я не смогла расстаться: он очень ласковый и... Короче, не смогла отдать.


44) Кстати, он один из немногих котов, который имеет регулярные трапезы под органную музыку – стены в доме не то, чтобы тонкие, но на кухне все слышно. Впрочем, если посмотреть на эту фотографию, кажется, что музыкальное сопровождение его не особо радует.


45) Органная скамейка - удобная вещь для отдыха. Так я делаю не только дома, но иногда и в поездках.


46) В моих концертах есть место импровизации - поэтому иногда для произведений, особенно, если я выступаю в ансамбле, я изначально не выписываю полностью свою партию. Для DJ-микс я беру основную мелодию, в остальном буду подстраиваться под ритмы, которые извлечет из своей установки Антон Королев.
Поскольку в Королевской Академии Музыки в Лондоне, где я была аспиранткой, мне дали первую премию по импровизации, я считаю себя «аттестованной» для того, чтобы знакомить зрителей в зале с музыкой, рождающейся «на лету».


47) А дальше начинается самое неприятное. Как я уже говорила, пульт управления органа в Концертном зале им. Чайковского морально устарел.
Все приходится записывать вручную - огромное количество цифр, потом придумывать, как их распределить в 10 комбинациях: что запомнить, что включать вручную - иначе могут возникнуть паузы, пока ассистенты набирают, к примеру, 65 кнопок.
Поэтому, вместо того, чтобы заниматься, собственно, музыкой, я перехожу к своеобразной бухгалтерии.


48) Я проверяю последовательность записанных цифр, распределяю, кто будет их нажимать, удобно ли будет это сделать, будет ли время за несколько тактов - что-то вроде алгоритма поведения ассистентов. И, затем наклеиваю бумажки, где написано кому, что, в какой момент включить.


49) Чтобы были силы, пью соки, ем фрукты. Энергетик на заднем плане - это «резерв главного командования» на случай необходимости резко придать себе сил и бодрости. Обычно я не пью энергетики. Но этот был куплен ввиду ранней репетиции, правда, не использован.


50) Если вы думаете, что я ложусь спать, вы ошибаетесь. Это короткая передышка, а далее - см. фотографии 47,48. И так почти до рассвета уже следующего дня...

Tags: 2011, Москва, Россия, женщина, особое событие
Subscribe

promo odin_moy_den october 2, 2012 09:34 1062
Buy for 300 tokens
Сообщество odin_moy_den было создано 21 декабря 2008 года как проект, направленный на созидание и развитие взаимопонимания в обществе самых разных людей. Всем интересно подсмотреть, как живут люди вокруг, найти для себя что-то новое, познакомиться с хорошими людьми, и сообщество…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →