Здравствуйте. Меня зовут Алексей, мне 33 года и я по-прежнему живу в Якутске.
На прошлой неделе я ездил по делам в южные ворота Якутии – славный город Нерюнгри, а потом, раз уж выдались пару свободных дней, решил съездить к своему другу в соседнюю Амурскую область. Поезд Нерюнгри – Тында привез меня к месту назначения поздно ночью. Расстояние между городами не большое – чуть больше 200 км. Это сущий пустяк, потому что двумя днями ранее мне пришлось проехать почти тысячу километров на всевозможных видах транспорта: сперва на снегоходе до переправы через Лену, далее на аэроглиссере уже непосредственно через саму Лену, и, наконец, на УАЗике по федеральной трассе. Возможно поэтому я решил, что боковушка у туалета меня не сломает. Господи, как я был не прав!
Итак, под катом 48 фотографий, 16 ноября, среда; столица БАМа – Тында.
1. Поезд прибыл в Тынду поздно ночью. В состоянии зомби я взял такси и отправился в гостиницу. Сама гостиница – ничего выдающегося. Больше похожа на общежитие, потому что населена она преимущественно вахтовиками, которые оказались тут транзитом.
2. Проснулся, как обычно, за 2 минуты до того, как прозвенит будильник. Есть у меня такая особенность, да. А еще вы, наверное, обратили внимание на дату под временем. Да, это якутский язык и да, он есть в устройствах Apple :)
3. День обещал быть насыщенным. Роман Виноградский – друг, с которым я проведу сегодняшний день, обещал показать не только город, но святая святых – сердце БАМа – локомотивное депо. Спустя полчаса раздался звонок, и нужно было спешно выходить – за мной приехал коллега моего друга, который должен был провести меня через посты охраны РЖД.
4. С Ромой мы встретились у ворот депо. Это уникальный человек, и внешне, и внутренне. Он мулат – дитя обычной украинки и необычного гражданина Конго, которого занесло в 1981 году в Минск. В результате скоротечного романа в одном из хуторов западной Украины на свет появился смуглый мальчик, которого судьба очень скоро закинет на другой конец континента – на самый север Амурской области. Я в течение дня буду вам о нем рассказывать.
5. Но сперва о постороннем (то есть обо мне) надо доложить руководству. Идем в кабинет Заместителя начальника депо по управлению персоналом Дениса Дубинина, после короткого знакомства получаем «добро» на пребывание с обещанием от Романа не отставать, «в запретные места не ходить, секретные объектные не фотографировать». Все понимаю, соглашаюсь, режимный объект все-таки.
6. Роман Виноградский – начальник производственно-диспетчерского отдела сервисного локомотивного депо «Тында – Северная» филиала «Дальневосточный» ООО «ТМХ-Сервис». Рабочий день Романа Александровича начинается с 7 утра. Должность и ответственность обязывает его приходить раньше остальных, чтобы собрать информацию и сформировать наряды. В 9 утра ежедневный селектор с участием курирующего зама.
Портрет Сталина над столом – талисман. Проходя практику в Хабаровске, будучи еще студентом ДВГУПС, он обнаружил его в одном из цехов. С тех самых пор и таскает его везде с собой.
- Неоднозначная с точки зрения истории фигура, - признается Роман, - можно его ругать и хаять, но его вклад в строительство БАМа недооценить невозможно. Ну и расслабляться не дает.
7. После селектора и выявления болевых точек проходит «пятиминутка» в отделе с подчиненными. Для кого-то, не отрываясь от производства. Забегая вперед скажу, что в депо работает много молодежи. Особенно много молодых инженеров. Средний возраст в депо, по моим ощущениям 40 лет. Это приятно удивляет и впечатляет.
8. Берем бумаги и бежим в цеха. Будет экспресс-экскурсия, потому что дел еще – выше крыши.
9. Первый – цех по ремонту тормозных механизмов. Честно признаться, ожидал, что войдя в помещение, обнаружу таких колоритных заводских мужиков с перегаром и перепачканным мазутом лицом, а также залитый тормозной жидкостью пол, но в действительности – с точностью до наоборот. Кругом чистота и пахнет зеленью, которой заставлены все нерабочие поверхности.
10. Вообще, почти все цеха, в которые краем глаза удалось заглянуть, являются мечтой перфекциониста: все аккуратно расставлено по своим местам. О том, что ты находишься на производственном предприятии, а не в каком-нибудь доме культуры, напоминает изредка доносящийся из глубин цеха мат. Но такой уместный и своевременный, что можно было бы организовать сюда отдельную этнографическую экспедицию.
11. Далее – ремонтные цеха подвижного состава. Депо, напомню, сервисное. Эдакий железнодорожный пит-стоп. Каждые 90 с хвостиком часов (около 3 суток) локомотив должен проходить технический осмотр. Тут устраняются небольшие неисправности, меняются детали, срок эксплуатации которых подходит к концу. Крупный плановый ремонт производят в другом депо – ремонтном.
12. Депо является крупнейшим и градообразующим предприятием Тынды. За 30 лет оно выросло из маленького цеха для осмотра одного маневрового тепловоза до крупнейшего предприятия. Сейчас инвентарный парк насчитывает 324 секции магистральных и грузовых тепловозов. Кстати сказать, тепловозы ОАО «Железные дороги Якутии» тоже проходят обслуживание тут.
13. Несмотря на обилие тяжелых металлов (в прямом смысле слова) здесь трудится очень много девушек. «Вы что кастинг устраиваете при приеме на работу», - в шутку спрашиваю Рому. «Нет, - отвечает, - у нас все девчата от природы такие красивые».
14. Женщины здесь трудятся на инженерных должностях, а также контролерами слесарных и станочных работ. Конечно, они же отвечают за общую санитарию на предприятии и обслуживаемом транспорте. А еще, разумеется, в бухгалтерии.
15. Аккумуляторный цех. Здесь владения Михаила Ракитина. Дмитрич, как называет его Рома, пришел в ЖД-отрасль из лесного хозяйства относительно недавно. Однако, за короткий срок освоил профессию и уже близок к первому разряду. Сказывается советская закалка.
16. В его цеху тоже исключительный порядок и кругом зелень. Однако главное на фото – часы. Время половина одиннадцатого. Нужно возвращаться на рабочее место, проверить как идут дела, ведь скоро обед.
17. Снова проходим через многочисленные цеха.
18. У Романа собственный кабинет, но на самом деле – проходной двор. В то время пока я скромно сижу на стуле, попивая кофе, к начальнику производственно-диспетчерского отдела постоянно приходят люди: сверяют графики, согласуют передвижение локомотивов и советуются по самым различным вопросам.
19. Тем временем наступает время обеда. Столовая находится в другом корпусе. Бежим через цеха на улицу.
20. Тепловоз с электрической передачей ТЭП70 – основная локомотивная единица северного БАМа. Бегает, как видим, по маршруту Тында – Нерюнгри. В этом году, почти на всех станциях и полустанках БАМа прошли праздничные мероприятия по случаю 40-летия магистрали.
21. А вот и столовая. Просторная, чистая. Меню обширное, еда по-домашнему вкусная. Но главное разумеется цена – салат, первое, второе и компот – в пределах 150 рублей.
Тында город не большой, можно проехать его вдоль и поперек за полчаса, но на обед никто домой не ездит. Кушают либо тут в столовой, либо приносят еду из дома.
22. Хмурый вид очень скоро пропадет. Приятного аппетита!
23. Не успели отобедать, как тут же нужно решить рабочие моменты. Почему бы и нет, давайте прямо в столовой.
24. Обеденный перерыв длится час с небольшим, есть время посмотреть город. Дорога, по которой мы сейчас едем – федеральная, М56, более известная как «Лена». Она заканчивается напротив Якутска, а уже оттуда начинается известная «Колыма». На фото впереди мост через Тынду.
25. Весь северо-восток России, до освоения его русскими царями, принадлежал тунгусам. По одной из версий, название Тында восходит к эвенкийскому «тэнда», корень которого «тэн-» переводится как «ровный перевал», «лес на ровном водоразделе», «берег террасовый», а производное «тэнди» означает «береговой», «тэндэ» — место, где пасут оленей.
26. Первое упоминание о Тынде датировано 1917 годом, став перевалочным пунктом золотодобытчиков (золото нашли на Алдане, у нас в Якутии). Поселение обрело «вторую жизнь» в 1937 году, когда для освоения Дальнего Востока потребовалась железнодорожная магистраль, которая строилась силами заключенных БАМлага.
27. Улица «Красная Пресня». Почти все современные города БАМа, строили всем союзом. Комсомольские бригады строителей, переезжали от одного места к другому и там вырастали города. Однако, Тынду, которую мы сейчас осматриваем, строили москвичи. Отсюда и названия микрорайонов: «Арбат», «Сокольники», Московский бульвар.
28. В центре вся деловая жизнь столицы БАМа – торговые и бизнес центры, банки, учреждения соцкультбыта. Провинцию выдает лишь отсутствие людей на улице.
29. Возможно в этом и очарование. Забавно наблюдать, когда почти все друг с другом знакомы.
30. Тем не менее, город развивается. Вот, например, новый микрорайон, построенный по программе переселения граждан из ветхого жилья.
31. Хотя отголосок советского прошлого на улицах еще более чем предостаточно.
32. Визитная карточка Тынды – железнодорожный вокзал. Архитектурный шедевр на мой взгляд. Из далека напоминает птицу в полете. А еще он самый высокий на Дальнем Востоке.
33. Платформа пуста, ближайший поезд будет только вечером.
34. Здесь же, на территории вокзала, находится учебный центр РЖД. Повышать квалификацию сюда приезжают со всего Забайкалья и Приамурья. Кстати, статуя перед зданием, была сделана мастерами локомотивного депо и подарена городу в юбилейные дни.
35. Обеденный перерыв окончен, надо возвращаться в депо. Там нас уже ждет Ксения Максимова, коллега моего товарища. Им предстоит провести замеры топлива. Такая работа напрямую не входит в обязанности Романа, но обучать младших коллег лучше всего на конкретных примерах и личном опыте. Я как хвост за ними.
36. Сперва, с помощью специальных устройств, замеряют с улицы, а потом сверяют с показаниями в кабине машиниста.
37. «Бортовой компьютер» ТЭП70 расскажет обо всех параметрах работы тепловоза.
38. Тепловоз «питается» соляркой, однако в движение локомотив приводят электродвигатель. Дизельный мотор обеспечивает работу генератора, который их питает. Максимальный расход – в момент пуска – 24 литра.
39. Снятие показателей в кабине тепловоза серии 2ТЭ
40. С улицы забегаем обратно в депо. По пути к рабочему месту, забегаем к начальнику смены, интересуемся объемами произведенных за день работ. Все идет строго по графику.
41. В поисках необходимых бумаг снова забегаем в цех. Честно, я бывал на многих российских производствах, заводах и предприятиях, но нигде не видел, чтобы посреди цеха стоял фонтан. Да еще и с медведями. Все это сделано руками самих рабочих.
42. Одна из ключевых задач, поставленных перед отделом, в котором трудится Роман, создание и наладка электронной системы отчетности и рабочих нарядов. С помощью данного терминала каждый работник получает определенный объем работ, тут же учитывается его рабочее время, материалы и инструменты, которые он будет использовать. Такая автоматизированная система значительно улучшит показатели производительности.
43. Между тем, за окном вечереет.
44. Работа в цехах постепенно стихает, хотя дежурная бригада пробудет здесь до позднего вечера.
45. Рабочий день подходит к концу, нужно подбить последние цифры в многочисленные графики, согласовать их с другими отделами, а также подготовится к завтрашнему утру.
46. Из депо мы поехали в уютное местное кафе, поужинать и, наконец, поговорить по душам. За разговорами о разном, вечер пролетел незаметно. Было уже не до фотографий, поэтому иллюстрация здесь такая: на фото я в кабине машиниста тепловоза, перед выходом из депо.
47. Поезд на Нерюнгри подошел ровно по расписанию. Мы горячо попрощались.
48. В плацкартном вагоне тишина. Все спят. Тихонько расстелил постель и лег спать. Впереди была дорога домой, длиной полторы сутки.
Спасибо, что провели этот день со мной! ;)
Community Info