
1. Аня буквально вчера вернулась из Индии, где прошла два курса медитации. Теперь она медитирует по часу утром и вечером, а я в это время еще сплю.

2. Примерно в 08:30 она снимает вид из окна нашей гостиницы и идет будить меня.

3. Фото из серии "до и после". После будет с макияжем, а пока без.

4. За всеми совместными завтраками нас всегда мучает один и тот же вопрос: "Как в двух сравнительно небольших женщин влезает столько еды?!"

5. Очень хочется гулять, но сначала надо поработать. Слышишь, начальство, я отложила прогулку с лучшей подругой ради благополучия нашего портала? Конечно, слышит, я ему еще тогда хвасталась трудовым полдвигом.
Номер у нас, кстати, двухкомнатный - очень способствует взаимопониманию. Например, я не курю там, где мы спим ))).

6. Попытки сделать селфи в зеркале убедительно доказали лишь одно: каждому нужен друг, который будет валять дурака на фото.

7. Поменяли локацию - и вот оно, фото "после".

8. Наконец, в районе полудня, выходим из гостиницы. Не знаю даже, что забавнее: бараки напротив четырехзвездочного отеля (нормальная скопская история) или тот факт, что я умудрилась нам, двум переводчицам, снять номер в квартале переводчиков, о чем свидетельствуют многочисленные вывески и баннеры.

9-10. Буквально через три шага начинается адический античный новострой - гигантские статуи, здания с колоннами и вот это всё. С одной стороны я понимаю боль городских властей: столица была практически разрушена в землетрясении 1963 года, начнешь тут компенсировать. С другой - выглядит все это так же ненатурально, как оргазмы в порнофильмах.


11. Ровно напротив (я не сходила с места, просто повернулась) - вот такая картина: домики, ларьки, грузовик.

12. Один продавец книг очень хочет позировать (сам напросился в кадр), второй явно просто смирился (ну как Аня со мной):

13. Мы так и не поняли, для всех это кафе или только для таксистов.

14. Еще в Скопье есть двухэтажные автобусы. Практически все автобусы (по крайней мере, в центре) тут двухэтажные.

15. Собака уходила из кадра с выражением на морде: "Кто жрал пиццу? Я пиццу не жрал!"

16. Мост и крепость - настоящие, еще из Средних веков. Проблема в том, что на фоне античного новостроя даже они начинают казаться фейком.

17. Новострой - это, блин, вот так.

18. По морде коня прям видно, что он обо всем этом думает.

19. Много лет назад завела традицию везде, где могу, фотографироваться со львами для сестры - она у меня лев по гороскопу. Вот и скопское животное в коллекцию попало.

20. Еще в Скопье есть триумфальная арка. Ну да, а почему бы и нет? Я же говорю, симуляция истории со страшной силой.

21. И еще одна громадная статуя.

22. Впереди видно строительство церкви, тоже немаленькой такой. В общем, полный нокаут.

23. Бело-синий домик - музей матери Терезы, которая была албанкой из Македонии. Со всем уважением к ее личности, даже тут македонцы немножко переборщили - таблички с цитатами великой (без иронии) женщины встречаются на каждом втором углу.

24. Например, вот.

25. Продавец честно предупредил, что каштаны на жаровне - вчерашние, и предложил вернуться через 15 минут. Попал в историю благодаря честности, можно сказать, хотя за каштанами мы решили не возвращаться.

26. Внезапно бык! Ну правильно, в Нью-Йорке есть, и тут должен быть ))).

27. Отдельно доставляет университет туризма и менеджмента, расположенный ровнехонько под солярием.

28. Часы на старом вокзале навсегда остановились в тот момент, когда началось страшное землетрясение 1963 г. Полшестого - утра, большинство спало, именно поэтому было очень много человеческих жертв.

29. Я пытаюсь сделать новогоднее селфи со снежинками в витрине банка, Аня переживает, что еще немножко, и нас точно погонит охрана. Обошлось.

30. Делаем перерыв в кафе. На часах 13:00, а Аня, отвыкшая в Индии от холодов, льнет к греющей лампе.

31. Потом уходит в соседнюю пекарню и возвращается с традиционным албанским пирожным "трилече", которое делается из трех видов молока - свежего, сгущенного и порошкового. Сверху то ли джем, то ли карамель. Вкусно - словами не передать.

32. Дальше нам надо на улицу Франклина Рузвельта, где в 14 у меня назначено интервью с Таней Царовской, македонской певицей, которая участвовала в записи саундтреков к "Трое" и "Страстям Христовым". Вместо google maps у нас рукотворная карта.

33. Выдвигаемся в нужную сторону. По пути сталкиваемся с довольно странной социальной рекламой "Гомофобы тоже люди". Так и не поняли, что именно имели в виду авторы.

34. Внезапно понимаем, что времени в обрез. Ловим такси. Водитель, заметив, что я фотографирую, просит, чтобы подпись гласила: "Самый лучший таксист". Вот, гласит. Заодно узнали, что в Скопье таксисты для получения лицензии обязаны, помимо всего прочего, проходить курс английского языка и сдавать экзамен.

35. Из окна видно соборную церковь. Это хоть и не новострой, но тоже смотрится, как по мне, не очень.

36. Добираемся до кафе вовремя.

37. А вот Тани там нет. Пока я пишу сообщения мужчине, оставшемуся в Белграде, Аня на мне старается настроить свет и фокус, мы собирались запечатлеть интервью.

38. 45 минут спустя Таня выходит на связь. Оказывается, ей пришлось срочно поехать к дочке в школу, но через еще 45 минут она может прийти. Договариваемся все-таки перенести разговор на вечер и идем дальше.
В память о новогодних праздниках у мусорных баков остался вот такой снеговик из пластиковых стаканчиков.

39. Аня ведет меня в кондитерскую "Апче", где "подают лучшую бозу на Балканах". Боза - это прохладительный напиток из воды, сахара, дрожжей и кукурузной муки. По вкусу как смесь киселя с квасом. В общем, я не фанат. А вот миндальное печенье было очень вкусным.

40. На картине слева изображен тот самый разносчик бозы, который когда-то, накопив денег, открыл эту кондитерскую. Потомки, расширившие помещение, не забыли, как все начиналось.

41. Я обозвала бозу "соплями в стакане", и мы пошли в сторону центра и обеда. Редкий пример удачного оформления - одна из стен архитектурного факультета.

42. По дороге девочки такие девочки увидели магазин. Вообще мы зашли посмотреть мне платьишко, но в итоге купили Ане толстовку - ей как раз не хватает вещей с длинным рукавом.

43. В Белграде аж два бара назывались в разное время "Библиотека". В Скопье все честнее.

44. "Союз левых сил Тито". Никогда не слышала о такой организации, но могу утверждать, что югоностальгия им не чужда.

45. Добираемся до бара, где к пиву дают нечищеный арахис - шкурки положено стряхивать на пол. Вот только Аня не пьет вообще, а я - пиво. Зато отличная табличка на стене. Я ее чуть себе не забрала, но решила не хулиганить.

46. Заказываем обед. Порции - балканские! В итоге мы съели спагетти на двоих, а мой сендвич забрали с собой.

47. Наевшись до легкого отупения, продолжаем путь в отель. Проходим мимо памятника миру, который сильно напоминает сцену группового секса. И зачем они этих голубей друг на друга сложили?

48. Проходим мимо магазина одного отличного издательства. Аня понимает, что не просто знает всех авторов выложенных на витрине книг - предисловие к одной из них вообще написал ее бывший парень. Очень маленькая тут литературная сцена, что поделать.

49. Глаз снова радуется отличному дизайну. Я про лампу, если что.

50. В витрине выложены пижамки с толстыми пингвинами. Аня утверждает, что после обеда мы очень на них похожи.

51. Вечером архитектура смотрится поприличнее. А мы по мосту переходим на свою сторону реки Вардар.

52. Монументальный памятник материнству и то ли Филипп, то ли сын его - Александр Македонский на заднем плане. Все время забываю, кто так стоит, а кто на лошади, которую вы уже видели.

53. Вид на центр.

54. И еще немножко выдуманной античности.

55. На реке строят третий уже бетонный корабль (не спрашивайте - зачем, я сама не понимаю), а пальмы заботливо укутаны от холода. Так мы их и назвали - пакетированные пальмы.

56. В 18:00, наконец, добрались до дома. Я прячусь греться под одеяло и переписываться со всеми, по кому уже соскучилась, то бишь с сыном (посредством няни) и мужчиной (этот справляется сам).

57. Мне пора выходить на интервью, а Аня спит. Решила ее не будить, тем более, что на улице начался дождь, а она две ночи подряд ночевала в аэропортах. Пусть отдохнет.

58. Мастер лифтового селфи из меня, прямо скажем, никакой.

59. Дождь усилился, делаю одно фото из-под зонтика и ускоряюсь в направлении винотеки "Темов", расположенной на Старом базаре (Stara čaršija).

60. А пришла, а Тани нет. Ощущение дежавю.

61. Наконец появляется и моя собеседница, но сразу просит сменить локацию: в винотеке внезапно разрешили курить (законом это запрещено, но на Балканах такие законы работают очень избирательно), а у Тани аллергия. Все, что касается горла, т.е. голоса, ее, разумеется, очень беспокоит. Перебираемся в унылое кафе, в котором, однако, тепло, не курят и тихо. Фотоаппарат категорически отказывается со мной сотрудничать, понимаю, что фото для материала придется брать у Тани.

62. Возвращаюсь "домой" к 22, Аня уже проснулась и болтает по скайпу со своим мужчиной, который должен на следующий день приехать и увезти ее маленький македонский городок Тетово. Мне же вставать в 02:30 - в 04:30 самолет в Белград. Но что-то я заболталась, зачиталась, уснула в районе полуночи и с треском проспала. Я бы обязательно рассказала, как бежала за самолетом по летному полю, но это, увы, история следующего дня.

Community Info