Марья-краса (fondant) wrote in odin_moy_den,
Марья-краса
fondant

Рождество в сказочном Суздале

Привет! Нас зовут Маша (27), Рома (28) и Савва (почти 2). Я (Маша) - преподаватель иностранных языков в декретном отпуске, Рома - журналист, а Савва - очаровательный малыш. На новогодние праздники мы решили съездить из Москвы в Суздаль, чтобы встретить там Рождество и убедиться, что снег все-таки где-то существует. Приглашаю провести этот праздничный день вместе с нами! Сегодня 7 января, вторник.

08:00. Просыпаемся в суздальской гостинице. Я - по будильнику, Савва - за пару минут до него, а Рома - только с нашей совместной помощью. Еще совсем темно, я приподнимаюсь на кровати и фотографирую окно нашего номера, в которое светит новогодняя елочка на улице.

08:30. Опустим наши утренние сборы и водные процедуры, т. к. надо спешить, у нас запланировано много дел. Спускаемся завтракать в гостиничное кафе.

Завтракаем. Сначала кормим Савву овсяной кашей.

Потом едим сами. У меня сегодня творожная запеканка со сгущенкой, блинчик, всякие сладости и чай.

09:40. Наконец выезжаем. Мы едем на рождественскую службу в храм. В крошечном Суздале несколько десятков действующих церквей, но во всех праздничная служба проходила ночью, а нам с малышом это не подходит. Накануне вечером мы колесили по городу в поисках храма, где литургия была бы с утра. И совершенно случайная женщина в одном храме сказала, что такая служба будет - в церкви Косьмы и Дамиана. Еще не до конца рассвело, и в маленьких окошках храма горит свет, значит - нас ждут.

11:00. Вот он Суздаль - тихий, нетуристический. На службе, помимо нас, было всего 4 человека. Было как-то не до фотографирования. Мы отстояли службу, причастили малыша и выходим из храма. Хорошо!

Дальше едем погулять в Спасо-Евфимиев монастырь, там мы еще не были. Он был основан в XIV веке как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Очень мощная крепость, посмотрите на эти стены (они, правда, XVII века).

За последние дни Савва уже подустал ходить с нами по храмам и монастырям, поэтому мы его нейтрализуем, посадив в санки и выдав петушок на палочке (они продаются в Суздале на каждом шагу). Теперь можно идти осматривать монастырь!

Вот его главный храм - Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) и нарядная звонница.

Гордость собора - ценные фрески XVII века, он весь изнутри в таких росписях. Впечатляет!

Отдыхаем на скамейке возле собора.

12:30. Обедаем в кафе при монастыре - грибной суп, пирожки с мясом и сок.

13:40. Сегодня праздник, и мы решили устроить себе подарок - покататься по городу на лошадке. Малышу уже пора спать, но мы надеемся, что он уснет уже в отеле после катания.

Вроде бы все эти виды мы столько раз за эти дни наблюдали уже из машины, но с лошадки - гораздо веселее!

А это - главная городская площадь, церковь Воскресения и Торговые ряды.

Через 5-10 минут катания Савва уже мирно спит, пригревшись под пледом, которым нас укрыли от холода. За моей спиной - Александровский монастырь. Вообще в Суздале 5 монастырей и около 50-ти церквей (действующих только половина). Когда-то центр древнего княжества, с конца XIX века Суздаль становится глухим провинциальным городом - главным образом потому, что он оказался в стороне от железной дороги и в нем не получила развитие промышленность. А уже в XX веке его решили сделать городом-музеем. Население Суздаля - чуть более 10 тыс. человек, практически все они работают в туризме.

14:20. Прогулка закончилась, нас привезли к нашей гостинице. Еще пару дней назад все лошади в Суздале были запряжены в сани, но снег тает и здесь, поэтому было решено "переобуть" их в повозки. А мне так хотелось на санях прокатиться!

Малыш спит, и мы переносим его в машину (до номера не донесем - проснется).

Раз так - отправимся в Кидекшу, древнее село недалеко от Суздаля.

Здесь сохранилась крутейшая церковь Бориса и Глеба XII века. Когда-то здесь была загородная резиденция Юрия Долгорукого. Осматриваем храм с Ромой по очереди - кто-то остается в машине дежурить с малышом.

Посмотрели Кидекшу, Савва все еще спит. Чем бы еще заняться? Решили поехать в Александровский монастырь, куда нас отвозила лошадка, посмотреть его получше. Говорят, был основан Александром Невским в XIII веке. Совсем древних памятников не сохранилось, вот церковь Вознесения конца XVII века.

Отсюда виден и другой монастырь - Покровский, в нем мы побывали вчера. Монастырь известен тем, что долгое время был местом заточения всяких княгинь, царевен и цариц. Начало этой традиции положил Василий III, который упек сюда свою жену за бездетность ради заключения второго брака с Еленой Глинской. Жена не могла ему родить ребенка в течение 20-ти лет. Подобный развод с насильственной ссылкой жены в монастырь тогда все жестко осудили, это был беспрецедентный случай в истории Руси. А один патриарх даже предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит весь мир своей жестокостью. От этого брака, кстати, родился Иван Грозный.

Дурной пример оказался заразителен, и впоследствии в этот монастырь своих жен ссылали и Иван Грозный, и Петр I, и Владимир Путин.

16:00. Приехали в гостиницу - Савва все еще спит, уже больше 2,5 часов! Вот как его лошадка укатала! Сидим какое-то время в машине, ждем, когда он проснется.

17:10. Наконец мы в номере. Дарим Савве подарок на Рождество - книжку. Это действительно для него лучший подарок, он обожает читать.

17:45. Идем ужинать в ресторан на территории отеля.

Ужинаем: я ем драники, а Савва - макароны с сыром.

Честно говоря, после ужина я уже подустала фотографировать наш день. Поэтому вам придется поверить мне на слово, что потом мы еще немного погуляли по территории гостиницы. Потом Савва захотел продолжить прогулку, а я устала и, оставив его с Ромой, пошла в номер. В холле отеля произошел забавный случай.

Двое подвыпивших мужчин в баре у ресепшн:

- Девушка, вы такая красивая!

Я улыбаюсь, но даю понять, что не смогу разделить с ними сегодняшний вечер в баре:

- Да, и на 8-м месяце беременности!
- Да нет, мы не про это! Хотя это мы тоже успели заметить. Вы такая... русская! С Рождеством вас!
- И вас с Рождеством!

Потом в номере мы отдыхали, читали книжки, потом Рома купал Савву.

22:00. Мы хотели уложить Савву и еще попить чай в номере, посидеть в инете... Но отрубились все втроем. Насыщенный был день! Меня хватило только на то, чтобы встать, почистить зубы и сделать финальный снимок. Спокойной ночи! И с Рождеством!